№ | Название | Скачать |
---|---|---|
1 | Воспитательная работа |
https://amangeldi.karasu-roo.testim.kz/ru/svedenia-aman/vospitatelni-rabota-aman.html#sigFreeIdf17841a87c
Воспитательная работа 2022-2023 учебный год
Воспитательная работа школы осуществляется в соответствии с целями и задачами школы на этот учебный год.
Тема школы:
«Непрерывное экологическое образование и воспитание учащихся в образовательном пространстве школы в условиях обновленного содержания образования»
Цели школы
- Развивать экологическую культуру личности через урочную и внеурочную деятельность, вовлекать в исследовательскую деятельность, воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы и бережно к ней относящуюся.
- Воспитывать учащихся на основе общечеловеческих ценностей, формировать личность, готовую к определению своего места в преобразовании окружающего мира, способную к активной жизни, труду, творчеству, саморазвитию.
- Формировать у учащихся школы глобальные компетенции, устойчивые познавательные интересы, развивать самостоятельность мышления через исследование в практике учителя.
- Обеспечивать уровень образования, соответствующий современным требованиям за счёт индивидуального подхода, реализовать право каждого учащегося на получение образования в соответствии с его потребностями и возможностями.
- Включать каждого ученика в работу на учебных занятиях в качестве активных участников учебного процесса.
Принципы, соблюдаемые в деятельности школы
принцип системного подхода;
принцип личностно-ориентированного подхода;
принцип творческо-исследовательской направленности;
принцип экологического воспитания.
Задачи школы:
- Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира на основе глубоких и всесторонних знаний основ наук.
- Создать комфортную образовательную среду на основе индивидуальной работы с обучающимися, сформировать у них навыки самоконтроля как средства развития личности.
- Способствовать развитию патриотической, нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.
- Обновить содержание экологического образования и технологий обучения в школе, усовершенствовать активные образовательные практики с использованием технологической среды экологической направленности.
- Совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
- Определить единые подходы к моделированию и проектированию эффективного урока.
- Улучшения качества преподавания и обучения через совершенствование методики преподавания и внедрения в практику урока исследования и исследования в действии.
Приоритетные направления работы школы:
- Развитие благоприятной и мотивирующей на учёбу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.
- Создание эколого-развивающей среды для формирования экологической культуры и творческих способностей обучающихся.
- Работа по развитию одарённости и адаптивных возможностей учеников.
- Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
- Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
- Способствовать повышению качества проведения учебных занятий.
Приоритетом при организации воспитательной работы является доброжелательное отношение, уважение и доверие к личности ребенка, обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации.
Руководствуясь инструктивно методическим письмом на 2022-2023 учебный год.
Система образования развивается согласно Национальному проекту
«Качественное образование «Образованная нация», утвержденному постановлением Правительства Республики Казахстан от 12 октября 2021 года
№ 726.
Задача каждой организации образования – создание образовательной среды, благоприятной для гармоничного становления и развития личности обучающегося, который ориентирован на национальные и общечеловеческие ценности, обладает навыками функциональной грамотности и может быть конкурентоспособным в окружающей его действительности.
В 2022-2023 учебном году организации образования выполняют следующие задачи:
- обеспечение доступности качественного образования обучающимся;
- восполнение знаний у обучающихся;
- обеспечение безопасной и комфортной среды обучения;
- оснащение цифровой инфраструктурой и ресурсами;
- обеспечение инклюзивной среды обучения.
Реализация воспитательной работы в организациях образования
В настоящем разделе актуализированы способы организации воспитательной работы в новом учебном году с учетом нормативных правовых документов, регламентирующих организацию воспитательной работы в организациях среднего образования. Приоритетами при организации учебно- воспитательного процесса являются обеспечение благополучия обучающихся, уважение и доверие к личности ребенка, обеспечение прав и законных интересов детей, недопущение их дискриминации.
Воспитательная работа в 2022-2023 учебном году реализуется в рамках Концептуальных основ воспитания личности, базовой идеей которого признается национальный образ гармонично развитого человека, воплощенный в духовном наследии Абая «Толық адам». Личностные атрибуты «Толық адам» интегрируют существующие ценности и приоритеты, определенные в государственных общеобязательных стандартах образования, программных статьях Главы государства «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» и «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» и других концепциях для обеспечения единого системного подхода к воспитанию личности.
При организации воспитательной работы в 2022/2023 учебном году включили в план библиотеки мероприятия 150-летие Ахмета Байтурсынулы, 100-летие Розы Баглановой, 355-летие Казыбек би, 125-летие Мухтара Ауэзова, 110- летие Динмухамеда Кунаева, а также 30-летию принятия государственных символов Казахстана
В настоящее время единство обучения и воспитания реализуется через ценностно-ориентированный подход, который лежит в основе государственных общеобязательных стандартов образования и прослеживается многоуровневой системе ожидаемых результатов. Вместе с тем реализация ценностно-ориентированного подхода предполагает, что педагоги интегрируют элементы программы духовно-нравственного образования в содержание занятий по всем учебным предметам на всех уровнях образования как обязательный воспитательный компонент.
Благоприятная образовательная среда определяется качеством взаимоотношений педагогов, обучающихся, родителей, администрации и персонала школы. Важно культивировать уважительное отношение в сообществе школы друг к другу через:
- обращение к педагогу «мұғалім» или по имени и отчеству;
- обращение педагога к обучающемуся строго по имени;
- обращение педагогов к друг другу по имени и отчеству.
Казахская пословица гласит: «Сәлем – сөздің анасы». Важно прививать привычку доброжелательного приветствия среди обучающихся и педагогов используя слова «Қайырлы таң!», «Қайырлы күн!», «Қайырлы кеш!», «Сау болыңыз!», «Сау бол!».
Предлагаются следующие меры по предотвращению буллинга/ кибербуллинга в организациях образования:
- общешкольный подход, направленный на всех обучающихся, их родителей и работников школы, включая администрацию, учителей и обслуживающий персонал. Системная профилактика требует изменения культуры всей школы, а не (в дополнение к) фокусирования на поведении отдельных лиц или групп, фактически вовлеченных в инциденты буллинга.
- развитие позитивных взаимоотношений среди обучающихся;
- поддерживающее отношение со стороны педагогов;
- популяризация позитивного родительства для родителей обучающихся.
Одним из способов разрешения конфликтных ситуаций и конструктивного диалога среди участников образовательного процесса является служба медиации. Медиация, в которой участвуют обучающиеся, может стать достаточно эффективным методом управления межличностными конфликтами в организации образования. Продуктивно налаженная работа службы школьной медиации позволит не только сделать школу безопасным пространством, но и решить важные воспитательные и профилактические задачи по становлению социальной ответственности подрастающего поколения.
Проектирование комфортного пространства школы имеет значительное влияние на вовлеченность обучающихся в образовательный процесс, академические достижения, посещаемость, поведенческие паттерны, а также на социально-эмоциональное самочувствие детей, так как они проводят большинство своей жизни именно в стенах школы. Вместе с тем необходимо обеспечить комфортные условия для благополучия педагогов через организацию пространств для учительских кабинетов, уголков для работы педагогов во внеурочное время.
При оформлении кабинеты не должны нагружаться излишним оформлением и несоответствующей атрибутикой.
В соответствии с Правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам образования», утвержденные приказом МЗ РК № ҚР ДСМ-76 от 5 августа 2021 года, продолжительность перемен между уроками для учащихся всех видов общеобразовательных организаций составляет не менее 5 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после второго и четвертого уроков устраивать две перемены по 15 минут каждая.
Перемены проводят при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.
Между сменами предусматривают перерыв продолжительностью не менее 40 минут для проведения влажной уборки и проветривания.
Максимально допустимое количество занятий в предшкольных классах – не более четырех продолжительностью 25 – 30 минут. Перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут.
В 1 классах рекомендуется продлить перемены для содержательного отдыха и физминуток, чтобы обучающиеся могли отдохнуть и подготовиться на следующий урок.
В 2022-2023 учебном году в целях поддержки чтения и повышения престижа книги («мода на чтение») среди обучающихся продолжается проект
«Читающая школа». Проект направлен на повышение читательской компетентности, уровня культуры чтения и читательской активности обучающихся через взаимодействие и социальное партнерство, продолжение участия школьников в международных исследованиях по читательской грамотности и привлечение родителей к мероприятиям для реализации проекта по формированию единого читательского сообщества.
На сайте школы публикуются запланированные мероприятия по активизации чтения детей и подростков. Запланирована «Читающая пятница» чтение книг в перерывах между уроками. Имеются уголки чтения «Буккроссинг» по кюар кодам.
В воспитательной системе школы созданы благоприятные условия для организации разнообразных форм внеурочной деятельности, что в совокупности обеспечивает реализацию духовно-нравственного, гражданско- патриотического, художественно-эстетического, трудового и физического воспитания обучающихся. В рамках внеучебной деятельности реализованы следующие проекты:
- «Читающая школа»
- Проект «Семья – школа»
- «Организация психологической службы и школьных служб примирения»
Реализация данных проектов расширяетпотенциалвоспитательного,жизненногопространстваобучающихся,реализовываетактуальныепотребностииспособностиличности.
Сегодня успешными формами организации внеучебной деятельности являются дебатное движение «Оратор», школьный парламент, детские сообщества «Жас Ұлан», «Жас Қыран».
Составляющей частью организации внеучебной деятельности являются общешкольные мероприятия. Идейно-ценностное содержание общешкольных мероприятий ориентируется на потребности обучающихся, особенности школы, а также на принципы государственной политики. При проведении общешкольных мероприятий важно культивировать уважительное отношение к государственным символам.
Общешкольные мероприятия включают в себя:
- мероприятия, связанные с государственными и национальными праздниками;
- мероприятия, посвященные памятным датам и значимым событиям в стране;
- торжественные мероприятия, посвященные началу, окончанию учебного года;
- церемонии награждения обучающихся и педагогов за достижения в олимпиадах, спортивных и творческих конкурсах и соревнованиях;
- флешмоб акции, организуемые по инициативе обучающихся и педагогов;
- мероприятия, посвященные социальным и благотворительным проектам в школе;
- мероприятия, проводимые совместно с семьями и партнерами школы;
- выездные мероприятия с участием обучающихся и педагогов. Требования к проведению общешкольных торжественных мероприятий:
- при проведении мероприятий не запускать шары, голубей в небо;
- все общешкольные мероприятия проводятся на бесплатной основе, только силами школы, не привлекая различные компании;
- особое внимание уделяется патриотическому воспитанию, уважению к госсимволам.
Одной из форм организации внеучебной деятельности является школьные кружки и секции . Школьный театральный кружок «Фантазия» способствуют раскрытию творческого потенциала обучающихся и привитию эстетического вкуса. Принимая участие в подготовке и постановке различных спектаклей, обучающиеся имеют возможность глубже изучить литературные произведения, проявить креативность при создании костюмов, а также развить социально- эмоциональные навыки такие как эмпатия, сотрудничество, эмоциональный интеллект. Школьный кружок «Турестята» способствует развитию навыков бережного отношения к природе, животным растениям, ориентировка на местности, поведения ТБ на водоеме.
Вместе с тем современная школа осуществляет поиск инновационных методов, форм, моделей организации внеучебной деятельности в воспитательный процесс таких как:
- благотворительные социальные проекты;
- экскурсии в культурные достопримечательности страны;
- встречи в формате Tedх;(выступление не меньше 18 минут)
- встречи с приглашенными гостями в целях профориентации;
- защита стартап-проектов;
- организация школьной газеты;
Взаимодействие школы и семьи.
Цель педагогического взаимодействия семьи и школы – создание условий для комфортной, радостной, счастливой жизни ребенка, развития его индивидуальности.
При взаимодействии школы и родителей необходимо сотрудничество в интересах детей. Запланированы проведение в онлайн- и офлайн-форматах родительские собрания для родителей, тренинги, спортивные мероприятия.
В рамках реализации нового формата взаимодействия школы и родителей определены следующие уровни направления работы с родительской общественностью:
- индивидуальные (педконсилиум, беседа, консультация, полное информирование родителей о ребенке);
- групповые (взаимодействие с родительским комитетом; групповые консультации; практические занятия с родителями; тренинги; встречи с отцами);
- коллективные (дни открытых дверей; «круглые столы»; конференции по обмену опытом воспитания; родительский лекторий; родительские недели).
Одной из главных задач в организации взаимоотношений семьи и школы является формирование у родителей правильного понимания своей роли в воспитании детей, необходимости участия в образовательном процессе школы и класса.
Новое содержание работы по организации формата взаимодействия школы и родителей предусматривает:
- полное вовлечение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка;
- ознакомление родителей с методами воспитания, этапами физиологического и психологического развития детей;
- совместную работа родителей с детьми (кружки, секции, клубы, тренинги, поездки);
- совместное оценивание уровня воспитанности детей;
- участие родителей в школьном самоуправлении.
Для родителей очень важно показать детям правильное направление при выборе профессии, прививать уважение к труду, стремление к знаниям и любовь к своей стране. Педагогам необходимо проводить с родителями разъяснительную и воспитательную работу по вопросу выбора профессии ребенком.
Реализация проекта «Один день из жизни школы» с участием родителей, общественности, неправительственных организаций окажет содействие по взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса, учитывая потребности, запросы родителей, особенности семьи и семейного воспитания, приобщая их к жизни школы, класса, ребенка.
Проект «Семья – школа» направлен на совершенствование воспитательного потенциала семьи, методической практики педагогов по
семейному воспитанию и продуктивному взаимодействию с родителями обучающихся в организациях образования Республики Казахстан.
Взаимодействие семьи и школы осуществляется через индивидуальные беседы педагогов и родителей, электронный журнал, телефонный разговор, переписку, индивидуальные консультации, открытые уроки, дни открытых дверей, внеклассные мероприятия (совместные с родителями праздники, экскурсии, поездки, походы), оформление выставок детских работ (рисунки, аппликации).
Для повышения уровня владения государственным языком обучающихся рекомендуется проводить дополнительные внеклассные мероприятия преимущественно на государственном языке.
Работа с родителями проводится в следующих направлениях:
- Анализ учебных достижений учащихся.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Предметом разговора здесь могут быть отношения обучающихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого-педагогическое просвещение.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, и
др.).
Вместе с тем можно вовлечь семьи в проект по семейному чтению: клубы молодой семьи, развивающие клубы для родителей и детей. Цель семейного читательского клуба – пробудить у обучающихся и их родителей интерес к совместному чтению и творчеству. Задачами клуба являются воспитание любви к чтению; воспитание информационной культуры; внедрение нестандартных форм привлечения к книге; повышение роли семьи в учебном процессе.
Особую роль в создании благоприятной образовательной среды играет классный руководитель. Классный руководитель регулярно проводит классные часы и индивидуальные встречи с обучающимися. Классные часы являются важной частью содержания образования. При разработке планов классных часов важно ориентироваться на индивидуальные потребности и интересы обучающихся. Формами проведения тематических классных часов могут быть:
- беседа на определенную тему
- дискуссия, диспут, дебаты
- ролевые игры
- тематическая лекция
- классное собрание
- час общения
- игры-путешествия
- тренинги
- конференции
- мастер-классы
- театральные постановки
Во время классных часов классный руководитель может инициировать разработку общих норм и правил класса совместно с обучающимися. Согласно современным исследованиям, именно совместное обсуждение и согласование общих норм поведения приводит к их ответственному соблюдению.
Непрерывное развитие педагога в области воспитания предполагает совместное обсуждение, рефлексию и изучение проблем формирования ценностей в рамках методических объединений в школе. Для педагога важно непрерывное совершенствование и поиск эффективных технологий обучения как «перевернутый класс», сторителлинг, театральная педагогика в целях поощрения творческой проектной деятельности, командной работы, взаимообучения среди сверстников (peer learning) для достижения образовательных целей. Вместе с тем педагогам важно уметь культивировать психологическую установку на рост, уверенность в себе, настойчивость в достижении цели и адекватную самооценку у обучающихся в учебно- воспитательном процессе.
Управление воспитательной системой школы.
Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников образовательного процесса. Каждая школа, учитывая свою роль в местном сообществе, определяет свою миссию и стратегию развития, а также разрабатывает план воспитательной работы. План строится вокруг системообразующей деятельности, которая должна отражать интересы и потребности обучающихся, а также социально-экономические и культурные особенности региона, в котором расположена школа.
Заместитель директора, курирующий воспитательную работу, выстраивает эффективное сотрудничество с педагогами, родителями, обучающимися, социальными партнерами школы; координирует организацию внеучебной деятельности и профориентацию обучающихся. Вместе с тем он координирует деятельность классных руководителей, проводит мониторинг, оказывает методическую поддержку и обеспечивает качественную обратную связь, а также оказывает содействие классным руководителям в разработке плана воспитательной работы на неделю, месяц и год.
Организация психологической службы в организациях образования
В современной системе образования психологическая служба стала необходимой составляющей. Педагогами-психологами проводятся такие виды работ: реабилитация, коррекция обучающихся и другая медико-психолого- педагогическая поддержка и помощь.
Цель психологической службы – обеспечение психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса
Основным средством достижения цели является создание и поддержание в образовательной организации психологических условий, обеспечивающих психическое и личностное развитие каждого обучающегося.
Направления деятельности психологического образования: эффективное обеспечение интеллектуального и нравственного развития личности с учетом возрастных, психологических и гендерных особенностей участников образовательного процесса, интеграция направлений личностного, культурного, социального и профессионального развития в пространство всех уровней образования.
Основные функции педагога-психолога: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическая коррекция, психологическая реабилитация и социально-психологическая адаптация.
В помощь учителям разработаны методические рекомендации «Разработка индикаторов для оценки школьного климата в среднем образовании», «Охрана репродуктивного здоровья и безопасного поведения школьников», которые размещены на сайте uba.edu.kz НАО им. И. Алтынсарина.
Социальная деятельность в организациях образования
На основе Законов Республики Казахстан «О правах ребенка», «О браке и семье», «Об образовании», защита прав и интересов ребенка в школе формируется по следующим направлениям:
- соблюдение законодательства Республики Казахстан о правах и законных интересах детей;
- консультации, тренинги, диагностическая работа для родителей, учащихся, учителей школ;
- создание социальных условий для качественного образования и правильного воспитания детей;
- проведение работы по профилактике социального сиротства;
- организация детского досуга;
- поддерживание тесной связи с соответствующими ведомствами (Департамент занятости и социальных программ, Комитет по защите прав детей, здравоохранения, опеки и попечительства, Комиссия по защите прав несовершеннолетних).
Социальный педагог оказывает социально-педагогическую помощь семье и детям через создание условий для всестороннего психологического развития ребенка, устранение негативного отношения к воспитанию, формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, выявление причин нарушения развития личности ребенка, проведение профилактических мероприятий, обеспечение высокой психологической, правовой квалификации педагогов и детей через пропагандистскую работу.
Организация деятельности самоуправления обучающихся в организациях образования
В школах возникают проблемы, которые имеют альтернативные варианты решения. Есть возможность решать большинство этих вопросов с учетом мнения ученического самоуправления. Самый простой способ создания в школе системы ученического самоуправления – это, не дожидаясь «активизации» обучающихся, определить круг проблем, который школьная администрация не будет решать без совета с представителями школьников.
Инновационная система школьного самоуправления должна в своей основе иметь программу здорового образа жизни как многоуровневую систему отношений человека и окружающего мира, способствовать поэтапному формированию по универсальным закономерностям и алгоритму наиболее эффективной направленности развития, создание человеком комплекса прямых и обратных причинных связей.
Одна из основных задач инновационной системы самоуправления – способствовать через индивидуальные и коллективные формы творчества воспитанию в человеке основных качеств: ответственности, доброй воли и сопричастности.
Уровни школьного самоуправления
Структура самоуправления в школе трехуровневая:
- уровень. Самоуправление в классах: классное собрание, актив класса, рабочие сектора.
- уровень. Школьное самоуправление: актив школы. 3-уровень.
- Общешкольное ученическое самоуправление: Совет старшеклассников.
- Общешкольное самоуправление: совет школы: обучающиеся, родители, учителя.
Организация работы попечительского совета
Цели Попечительского совета:
- содействие организации образования, выполнение утвержденных уставных функций;
- создание необходимых условий для обучающихся и педагогов образовательной организации;
- оказание финансовой поддержки организациям образования, укрепление материально-технической базы;
- содействие дальнейшему развитию образовательной организации.
Деятельность попечительского совета регламентируется «Типовыми правилами организации работы Попечительского совета и порядок его избрания в организациях образования», разработанными в соответствии с пунктом 9 статьи 44 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании". Попечительский совет взаимодействует с администрацией организации образования, родительским комитетом, местными исполнительными органами, заинтересованными государственными органами и иными физическими и/или юридическими лицами.